Задвижка — трубопроводная арматура, в которой запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды . Задвижки — очень распространённый тип запорной арматуры. Они широко применяются практически на любых технологических и транспортных трубопроводах диаметрами от 15 до 2000 миллиметров в системах жилищно-коммунального хозяйства, газо- и водоснабжения, нефтепроводах, объектах энергетики и многих других при рабочих давлениях до 25 МПа и температурах до 565 °C[2].
Широкое распространение задвижек объясняется рядом достоинств этих устройств, среди которых:
- сравнительная простота конструкции;
- относительно небольшая строительная длина;
- возможность применения в разнообразных условиях эксплуатации;
- малое гидравлическое сопротивление.
Последнее качество делает задвижки особенно ценными для использования в магистральных трубопроводах, для которых характерно постоянное высокоскоростное движение среды.
Особенности монтажа задвижек
Задвижки являются запорной арматурой и не предназначены для регулирования потока рабочей среды, поэтому использование задвижек стальных в качестве регулирующей арматуры, как правило запрещается производителей и нарушение данного условия приводит к отмене гарантии на арматуру. Также при принятии решения о использовании задвижки необходимо уточнить параметры рабочей среды и условия эксплуатации т.к. эксплуатация на параметрах среды отличных от указанных в паспорте на арматуру не только приведёт к выходу из строя самой задвижки, но и может привести к повреждению трубопроводной системы в целом. Также не допускается применять задвижки на трубопроводах подверженных вибрации, воздействию экстремальных температур и агрессивных веществ, если это не предусмотрено в паспорте на арматуру.
Подготовительный этап
К монтажу, эксплуатации и обслуживанию задвижек допускается персонал, изучивший устройство задвижки правила техники безопасности, требования руководства по эксплуатации и имеющий опыт работы с задвижками.
Перед монтажом производится наружный осмотр задвижек, проверяется отсутствие повреждений, легкость и плавность хода клина
Непосредственно перед установкой задвижек на трубопровод проводят расконсервацию внутренних полостей горячей водой с последующей сушкой.
Также перед установкой задвижек трубопровод должен быть очищен от грязи, окалины, песка и других загрязнений
Непосредственно монтаж задвижки
Монтаж задвижек следует производить только в закрытом положении.
При монтаже задвижек необходимо, чтобы фланцы на трубопроводе были установлены без перекосов. Задвижки не должны испытывать нагрузок от трубопровода (изгиб, сжатие, растяжение, кручение, перекосы, неравномерность затяжки крепежа). При необходимости должны быть предусмотрены опоры или компенсаторы, снимающие нагрузку на задвижку от трубопровода
Задвижки устанавливаются в местах доступных для осмотра и обслуживания. На горизонтальный трубопровод устанавливаются маховиком вверх (допускается отклонение до 90″ в любом направлении), на вертикальном трубопроводе — любое. Направление движения рабочей среды через задвижку — любое.